“Деятельный пессимизм” - такое название я дал новой идеологии, которая, по моему мнению, имеет шанс стать массовой в близком будущем.
В основании этой идеологии лежит концепция “большой гонки”. Согласно концепции “большой гонки” вся история человечества представляет собой активный процесс наращивания потенциала человечества параллельно с нарастающей с увеличением времени его существования вероятностью встречи с редкими (к счастью) трудно отражаемыми угрозами существованию человечества. Потенциал человечества - величина, растущая с увеличением численности живущих людей и степени их защищенности от разрушительных внешних воздействий. Степень защищенности в свою очередь определяется предельным уровнем еще отражаемого разрушительного воздействия. Формула и единицы измерения для потенциала и степени защищенности определяются природой каждой актуальной угрозы. Для определенности можно принять потенциал человечества равным произведению численности людей на суммарную энергию управляемых человеком процессов за 1 год. Но природа очередной актуальной угрозы может заставить измерять степень защищенности граммами какого-нибудь вещества или вычислительной мощностью имеющихся вычислительных машин, или еще в каких-нибудь единицах.
Возможны различные тактики наращивания потенциала, характеризующиеся соотношением темпов роста численности и степени защищенности, вплоть до отрицательных значений этих темпов. Используется также дифференциация степени защищенности для отдельных групп населения.
Человечество участвует и не может уклониться от участия в этой гонке с заведомо проигранным результатом. Так как спектр угроз неограничен, то обязательно наступит момент, когда не хватит чего-нибудь - литра нефти, киловатта мощности, часа времени, умного человека для отражения очередной угрозы. Или сработает угроза, к отражения которой человечество и не готовилось. Это обесценит предшествующие усилия и жертвы.
Хотя результат гонки заведомо проигрышный, нет другого разумного поведения людей кроме последовательного наращивания потенциала и отдаления таким образом финала гонки.
Не вечно всё сущее. Человек как биологический вид и человечество как сообщество людей сформировались - возникли как результат самоорганизации под градом разрушительных воздействий. И они существуют сейчас потому (лишь потому), что до сих пор удачно участвуют в “большой гонке”.
Субъективно ситуация воспринимается как постоянное отставание достигнутого уровня потенциала от требуемого уровня по современным представлениям. Этот требуемый уровень постоянно растет по мере приобретения новых знаний в ходе подготовки к отражению уже известных угроз. Осознание отставания постоянно подстегивает каждого человека, стимулируя его активность.
Мозг человека всю жизнь решает одну задачу: оптимизирует его поведение. Целевая функция оптимизации - потенциал человечества, точнее - той общности людей, которую индивид считает “своим” человечеством. Функция мозга человека отличается от функции мозга любого другого высшего млекопитающего лишь большой глубиной прогноза развития ситуации. Большая глубина прогноза достигается за счет сложной картины мира, представленной в мозговых структурах и используемой в прогнозировании. Эта картина мира у человека достигла нового качества - комплексности, связались отдаленные причинно-следственные цепочки, которые используются и животными.
Такой мозг-оптимизатор поведения оказался у вида человек-разумный в результате естественного отбора в конкуренции видов и подвидов как самоорганизующихся биологических объектов, конкурирующих в условиях ограниченных фондов необходимых ресурсов и подвергающихся потоку разрушительных воздействий различной мощности, причем более мощные воздействия встречаются в этом случайном потоке реже менее мощных.
Существенно, что индивиды в конкурирующих видах короткоживущие. Поэтому основной механизм межвидовой конкуренции - вытеснение при перераспределении ресурсов, а не индивидуальная агрессия. И мозг каждого индивида прямо работает в интересах вида в целом.
Можно объяснить большой разрыв в мощности мозга у человека и животных тем, что на какое-то время мощность мозга вошла в число значимых критериев при выборе партнера по размножению у вида - животного предка человека. А способность правильно выбирать партнера в свою очередь зависит от мощности мозга. В результате естественный отбор заменился жестким искусственным отбором, воспринимаемым сейчас как половая любовь. Наращивание мощности мозга могло при этом быть очень быстрым, несравнимо более быстрым, чем темп эволюции других животных.
“Золотой век” любви, создавшей современного человека, быстро закончился. Причиной этому могло быть достижение такого уровня разумности, что появилась общественная дифференциация, которая добавила в число учитываемых критериев выбора партнера новые значимые и не наследуемые биологически характеристики. Есть и другой возможный вариант: эволюционный рывок человека мог быть инициирован временным установлением соответствия между мощностью мозга и речевыми возможностями индивида, постоянно учитывающимися при выборе партнера по размножению. А при достаточно высокой разумности наступило насыщение речевого канала общения, и система отбора по мощности мозга перестала работать.
Фактом является многовековое противостояние выбора по любви социальным условиям выбора.
Таким же фактом является неподконтрольность сознанию значительной части процесса выбора поведения и процесса выбора партнера по размножению в частности. Получается, что сознание индивида способно дать отчет о влиянии на выбор поведения новых знаний, полученных от окружающих людей по каналам общения или отражающих личный опыт индивида. А роль врожденной (зафиксированной органической структурой мозга)части аппарата выбора поведения скрыта от индивида. Эта скрытая (подсознательная) часть как раз задает алгоритмы работы мозга, специфические для биологического вида человек-разумный. Она же предопределяет множество качественных характеристик процесса мышления индивида, хранит элементарные модели внешнего мира и, что очень существенно, работает под биохимическим влиянием других органов человека. Именно эта скрытая часть сформировалась в результате биологического отбора, обеспечив победу биологическому виду человек-разумный. Именно эта скрытая часть делает человеческий мозг оптимизатором поведения с целевой функцией - потенциалом человечества.
В выборе поведения участвуют и скрытая, и осознаваемая части мыслительного аппарата. Индивиду остается лишь ретроспективно искать объяснение состоявшемуся конкретному выбору, часто неожиданному для него самого.
Информационные каналы, доставляющие новые сведения и выводящие результаты мышления для общения людей, относительно маломощны. Поэтому процесс мышления индивида идет в значительной информационной изоляции, образуются (самоорганизуются) и повторно используются новые информационные объекты, которые невозможно сопоставить с информационными объектами других людей. Внутри этого процесса нет объективных критериев истинности. Только внешнее действие индивида в качестве реализации состоявшегося выбора поведения подвергается объективному контролю со стороны внешних объектов, замыкающему петлю обратной связи в контуре управления. Номенклатура возможных действий индивида относительно узкая. Одно и то же действие является оптимальным в разных ситуациях и может быть результатом очень разных мыслительных процессов (у разных индивидов). И эти процессы могут быть осознанными в разной степени.
Необъяснимость некоторых собственных поступков побуждает человека к включению в свою картину мира информационных объектов - внешних сил Добра и Зла, что позволяет формально решить обратную задачу - по состоявшемуся поступку восстановить процесс выбора поведения, снять опасную неопределенность самого себя, как действующей фигуры в своей картине мира.
Прогнозирование развития ситуации - это внутренний процесс в мозгу человека как и других животных. Используется статистический характер наблюдаемой действительности. Последовательное во времени предъявление признаков ситуации позволяет выполнить классификацию ситуации по виду требуемого в ответ действия, не дожидаясь завершения всей последовательности, то есть с опережением с учетом статистики появления признаков. Действие выбирается по накоплению достаточного подмножества обнаруженных признаков. Фактически решается обратная задача - распознается процесс (угроза) по некоторым внешним проявлениям процесса.
Результат решения обратной задачи воспринимается на уровне сознания как смысл происходящего, смысл ситуации. Раскрытый смысл (процесс) занимает свое место в индивидуальной картине мира и участвует в процессе выбора поведения.
При обнаружении противоречий в наличной картине мира мозг пытается тем же способом вскрыть более глубокий смысл, объясняющий (снимающий) противоречие.
К человеческому несчастью оказалось, что таким рекурсивным образом мозг способен добраться до вопроса о смысле человеческого существования и уперся в эту проблему. Привычно соотнося затраты, риски с ожидаемым результатом, человек пытается найти (увидеть, восстановить) большой результат всех затрат, всех страданий и не находит его.
Острота переживания из-за отсутствия смысла жизни у разных людей различна. В большой степени это связано с различиями во врожденной требовательности к качеству своих решений.
Проблема смысла жизни многовековая. Человечество выработало (или произошел соответствующий отбор на генетическом уровне) “заглушки” для отсутствующего смысла. В разных вариантах используется образ “светлого будущего” для “хороших” людей и некоторый туманный процесс, долженствующий обеспечить реализацию этого образа. С тем и живем.
Накопление суммы знаний в распоряжении человечества сужает пространство для существования “заглушки”. Уже давно пришлось прибегнуть к крайнему средству: “Верую ибо абсурдно!” Но параллельно продолжается конструирование более основательных вариантов.
Сейчас и в обозримом будущем невозможно достигнуть единого для всех понимания смысла жизни. Слишком разные люди. Приходится научиться совместно жить и сотрудничать людям с разными в своей глубине картинами мира в сознании.
У многих хватит мужества увидеть мир в его трагической реальности, не прибегая к “заглушкам”. Как таким жить на свете? Обрести смысл своей жизни в участии в “большой гонке”. И получать причитающиеся за хорошую работу (честную жизнь) положительные эмоции. Такое миропонимание, такой смысл жизни человеку не изменит.
БИГЛОВ
Ю.Ш. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ О ПРУСТЕ МЕРАБА МАМАРДАШВИЛИ
С ЗАМЕТКАМИ ЧИТАТЕЛЯ, ИСПОВЕДУЮЩЕГО
ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПЕССИМИЗМ г.Белгород, 2000г.