Лекция 1 [Мой курс называется “Психологическая топология Марселя Пруста”]

 

            Роман М.Пруста  - это для своего времени новаторское произведение. Очень объемистая книга без сквозного сюжета. ММ поясняет, что Пруст предпринял некоторый духовный поиск, не как построение эстетической или философской концепции, а как жизненную задачу. И эту задачу древние называли "спасением".

            "Чтобы вырваться из обыденного круговорота жизни, который сам по себе абсурден, случаен, нелепо повторяется..."  (стр.11), человеку приходится потрудиться, понять самого себя. И -  "может быть, опыт Пруста нам пригодится" (стр.12).

            “В романе Пруста мы имеем дело с тем, что в философии называется онтологическим или экзистенциональным опытом” (стр.13).

            Некоторые черты этого опыта ММ называет сразу.

            "Французская страсть" (стр.13) - полная включенность в жизненную ситуацию, "поставить себя на карту в реальном ... испытании" (стр.14) . Только так, рискуя, а не отстраненным умствованием, можно получить достоверный опыт.

            "Маниакальная  эмоция" (стр.14) радости особого рода, "освобождающей радости" (стр.15), возникающей "из твоей же собственной жизни" (стр.15). "Она - признак истины" (стр.15), которая может явиться, например, при виде трех последовательно меняющихся конфигураций деревьев во время поездки на фиакре. “Это радость состояния, которое является твоим свободным состоянием, но возникло оно из твоей же собственной жизни” (стр.15), которая “как бы всплывает в тебе очищенная и ясная” (стр.15). Декарт называл это “очевидностью”.

            И тут же ММ обращает внимание на недостаточность языковых средств для выражения сложных "разных вещей", важность усилий слушателя (читателя) для эффективной коммуникации.

            Перекличка - Декарт, Данте, Пруст...

            Декарт: "Я всегда имел крайнее желание научиться отличать истинное от ложного, чтобы ясно проникать в свои собственные деяния и надежно (или уверенно) идти в этой жизни" (стр.18). Вот это "идти", как образ самопознания, предполагает последовательное прохождение ряда состояний понимания своих действий.

 

  А разве здесь есть проблема? Есть, и она состоит в неожиданности собственных поступков для человека, не прошедшего свой духовный путь. Ненадежность самого себя человек пытается преодолеть, но на этот труд, на этот путь обычно не хватает всей жизни.

 

            Данте, "Божественная комедия" - тоже описание пути: Ад, Чистилище, Рай. "Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу...". Это путешествие представляется ММ символическим, и символизирует оно путешествие "в глубины своей души" (стр.19). В глубине этого пути находится некоторая точка преображения, за которой - понимание, духовный опыт, истина самопознания.

            Роман М.Пруста - это тоже путь, проделанный в духовном пространстве. Этот путь требует преодоления лени, страха, отказа от надежды на то, что все как-нибудь устроится само собой. Три психологических механизма, "закрывающих нам колодец души" (стр.21): лень, страх, надежда, и открывает этот колодец труд преодоления. "И труд этот выполняется посредством того, что строится нечто, называемое произведением..." (стр.24).

            ММ делает вывод о продуктивности геометрического подхода к психологии: "Я постепенно наращиваю зрительные геометрические образы: говорю о пути, о нырянии, о сообщении между точками, то есть веду к главной теме нашего рассуждения - к топологии" (стр.23). "Представьте себе дугу, стоящую радугу, замыкающую две точки, отстоящие одна от другой. Символ пути у Пруста выступает именно как образ такой дуги, которая замыкает "путешествие", путь движения в глубины самого себя. Это образ как бы разорванных частей единого целого, которые стремятся друг к другу и как бы запущены на воссоединения по захватывающей дух параболе. Страшная парабола, которая и есть движение Данте, полет" (стр.24).

            Понимание ММ сопоставляет с любовью - это воссоединение, достижение самодостаточности. Недаром Эрос, бог любви, был верховным символом философствования...

 

  Основания страха, лени, надежды...

  Страх в данном контексте - это нежелание расширять номенклатуру учитываемых факторов при прогнозировании развития ситуации. Возможная причина - необходимость сохранения приемлемого уровня сложности задачи оптимизации поведения и ее принципиальной решаемости здесь и сейчас. Отдаленные угрозы не должны помешать решению текущих задач.  Страшный пример: на кадрах кинохроники Второй мировой войны обреченные люди довольно бодро идут к месту казни. Похоже, они не включают очевидное и близкое будущее в свою картину мира. Их текущая задача - шагать, вот они ее и решают.

  Лень в данном контексте - это отказ в выделении достаточных ресурсов мыслительного аппарата на глубокий прогноз. Возможная причина - сомнение в полезности глубокого прогнозирования в нашем мире, формируемом случайностями.

  Надежда в данном контексте - это произвольный отказ от учета отдаленных угроз при выборе наилучшего поведения. Достаточно серьезные отдаленные угрозы могут обесценить усилия по отражению более близких, хотя и не таких грозных опасностей. А с учетом ограниченной надежности глубокого прогноза такое обесценивание недопустимо. Ведь близкие угрозы прогнозируются с большой надежностью, их нужно отражать. А что будет дальше - посмотрим...

  То есть, страх, лень и надежда - вполне функциональные проявления человеческого мышления. Дело - в согласованности пороговых параметров с реальной жизнью.

  Столкнувшись с угрожающим диагнозом, я понял, что правильным поведением будет как можно дольше жить, будто ничего не произошло. Здесь и страх, и лень, и надежда.

  Но надежда на “светлое будущее всего человечества” (не имеющая никакого основания) порождает виновное сознание. Если светлое будущее не наступает, то или я виноват, или - враги.

  В согласии с современным миропониманием находится идея “деятельного пессимизма”: будущее каждого из нас и всего человечества гарантированно плохое, но это не основание для того, чтобы сложить руки, и не причина для отказа от радости жизни сейчас.

 

 

БИГЛОВ Ю.Ш. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ О ПРУСТЕ МЕРАБА МАМАРДАШВИЛИ С ЗАМЕТКАМИ  ЧИТАТЕЛЯ, ИСПОВЕДУЮЩЕГО ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПЕССИМИЗМ  г.Белгород, 2000г.

Возврат



Hosted by uCoz