С ЗАМЕТКАМИ ЧИТАТЕЛЯ,
ИСПОВЕДУЮЩЕГО ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПЕССИМИЗМ
Биглов Ю.Ш., г. Белгород, 2000г.
Буду рад получить отзыв – e-mail: bezbozhnik@narod.ru
Обоснование идеи «деятельного пессимизма» - на сайте bezbozhnik.narod.ru
Общий эпиграф к книге ММ: |
Еще на малое время свет
есть с вами; ходите, пока есть свет ... Доколе свет с вами, да будете сынами
света. Евангелие от Иоанна |
Посвящение ММ: |
“Зелме, Пьеру” |
Мой эпиграф: |
А внимание работает только тогда, когда оно остановлено. То есть когда что-то “утруднено”. И поэтому моя задача состоит не столько в том, чтобы пояснять текст Пруста, сколько в том, чтобы его утруднять. Иначе говоря, чтобы морочить вам голову. Лекции... стр.143.
|
|
Вот я что-то сейчас говорю, а где-то, в
какой-то книге есть полученное кем-то знание, существенное для того, чтобы мы
поняли то, о чем я говорю. Но ведь мы не читаем все книги. |
|
Лекции... стр.330 |
Выяснение того, что и как происходит в мире, - моя потребность. ММ - мой очень умный и образованный заочный собеседник. В этой роли он первый раз выступил в 1988 году (кажется), когда в мои руки попала большая его философская статья в каком-то журнале. Мне в то время приходилось переваривать по службе много научных отчетов, очень большая часть которых содержала результаты в мало знакомых областях знания. Нужно было оперативно вырабатывать решения о возможности и способах использования этих результатов. Вообще, тогда для меня сложилась уникальная ситуация для эффективного расширения кругозора. Я сравнивал ее с десантом в гущу врагов: ни одна пуля не пропадает, в какую сторону ни стреляй. Но требуются сила и храбрость. Не пасовать, влезать в глубину проблемы, строить модели, расширять и уточнять свою картину мира.
И вот - статья ММ. Читаю, кажется, в электричке. Мало что понятно, сложные конструкции, незнакомая терминология. Но то, что мне удалось понять, поразительно: ММ говорит о новой опасности для существования человечества. С ускорением социально-экономических процессов (а они ускоряются) человек не успевает в конкретных ситуациях получить выигрыш от своей разумности. А затраты на поддержание своей способности действовать разумно катастрофически растут. Треть жизни человек учится. И вот потом он не может окупить затраты - обстановка быстро меняется, знания стареют. Но, главное, целенаправленные разумные действия множества окружающих людей конкретному человеку представляются совершенно случайным потоком событий. В таком потоке толка от разумности мало, и человек разумный становится очень "неэффективным" созданием.
Меня поразили масштаб проблемы и смелость ММ в выводах.
Потом я увидел этого рослого грузина с очень большой головой в телевизионной передаче по проблемам философии (марксистско-ленинской, естественно). Его немногословные реплики выделялись на фоне безответственного резонерства наших, популярных тогда, философов. Этот человек занимался необычным - он думал сам.
Я довольно часто поминал его имя в разговорах. И одна сотрудница привезла мне в подарок новую книгу ММ "Лекции о Прусте". С предвкушением чистого и яркого удовольствия взялся за ее чтение и увяз на первой сотне страниц, ухватывая лишь отдельные блестящие фрагменты очень сложного текста.
Сейчас я понимаю, что тогда был еще очень далек от завершающего участка своего духовного пути. Прошло пять насыщенных событиями и переживаниями лет. Я написал свою брошюру о мире и человеке. В ходе этой работы удалось увязать много разорванных концов, расчистить объемные завалы в своем сознании. То что получилось, я назвал концепцией деятельного пессимизма (см. приложение). А книга ММ "Лекции о Прусте" начала восприниматься мной как своего рода вызов. Смогу ли я дорасти до ее восприятия?
Сделал "второй заход" - и книга открылась мне, вероятно, лишь какой-то частью своего содержания. Прямо по словам Солоухина: "Солнце отведено каждому, каждому - поровну, точнее - по справедливости: кто сколько сможет взять..." (не ручаюсь за точность цитирования, но это ничего не меняет).
Все-таки, это было разочарование... Да, все сделано великолепно, слушатели лекций получили очень ценный продукт труда настоящего философа. В то же время, видны существенные "системные" слабости произведения. Не много ли я на себя беру? Да и автор лекций, к прискорбию, умер.
Моя концепция деятельного пессимизма или "большой гонки" - синтетическая картина мира. Краткий вариант дан в приложении. Если читатель ознакомится с ним до чтения основного текста, то у него будет больше материала для выработки собственного мнения по обсуждаемым вопросам. Значит, чтение для него будет более полезным.
Жизнь продолжается, и жизнь книг - тоже. Для этого продолжения они и пишутся. Перед каждым человеком в той или иной форме встают "вечные вопросы". ММ сделал свой вклад в философскую картину мира. Его лекции - не графика, а живопись, создание желаемого образа наложением, на первый взгляд, малосвязанных разноцветных мазков. Можно ли вообще конспектировать живопись? В какой форме? Приходится набраться смелости, эту книгу нельзя обойти. Попробую конспектировать живопись ММ аппликацией цветных лоскутков, варварски вырезанных из его полотна.
Последуем за автором лекций...
Форму этого реферата подсказал компьютер. Курсивом выделены цитаты. В прямоугольных скобках - мои замечания по тексту. С отступом и другим шрифтом напечатаны альтернативные объяснения того, что разбирает ММ в своей лекции. Цитаты часто более пространны, чем это необходимо, и необходимый по смыслу отрывок содержится в цитате, не занимая пространство от кавычек до кавычек. Но уж очень хотелось сохранить дух лекций. Цитаты из книг других авторов, приводимые ММ, не выделяются оформлением. Ссылка в любом случае дается на страницу в конспектируемом издании лекций ММ.
Пунктуация в цитатах сохранена, хотя часто небезупречна.
В моем решении написать эту работу есть тень каннибализма: "Вот съем его печень и стану сильным как он".
2010 год. Прошло 10 лет после опубликования этого текста. Чуть больше 1000 реальных посещений (по счетчикам в страницах). Есть ли кто-нибудь, кто захотел понять?
...
ММ заболел неизлечимой "прустоболезнью". И объясняет нам, что же делает книгу М.Пруста уникальной ценностью. Но мне интересен сам ММ, его труд, его анализ творчества Пруста. ММ невольно облегчает общение тем, что нигде не противопоставляет свои взгляды высказываниям Пруста, полностью солидаризируясь с ним. Может быть в этом состоит сознательно принятое ММ для конкретного произведения самоограничение - только о Прусте и ничего от себя? Такое предположение опровергается нашедшими себе место в лекциях пространными рассуждениями на актуальные политические темы. Можно считать, что, анализируя взгляды ММ по его книге о Прусте, мы не нарушаем правило судить о произведении по законам, которые сам автор установил для себя.
Переход
к текстам лекций по номерам:
|
|
|
|
|
|
|