Лекция 7 [Другой мир - в сознании и вне его]   

 

            ММ вновь говорит о режиме перебоев, в котором работает человеческое сознание, и о параллельной жизни человека в двух мирах, "в двух режимах жизни - в режиме некоторой невидимой реальности (более реальной, как я уже сказал, чем видимая) и в режиме видимой реальности. Причем в режиме невидимой реальности - в мире каких-то особых объектов - мы живем перебоями, которые Пруст называет интермитенциями сердца" (стр.109). ММ называет это основной метафизической идеей, метафизическим законом сознательной жизни, одним из самых древних человеческих постижений, являющимся корнем всех великих философий и религий.

 

  Собственно, эта великая идея вполне соответствует представлению о существовании в сознании человека комплексной картины мира, как отображения единственного мира (того, который видимый). Эта картина мира используется в качестве инструмента для прогнозирования развития ситуаций, что в свою очередь позволяет строить оптимальное поведение индивида.

 

            Такой подход позволяет объяснить доброту, деликатность, совестливость, жертвенность. "Во-первых, есть другой мир, и если мы в этом мире имеем какие-то обязательства, то эти обязательства необъяснимы самим миром, если не предположить, что мы позаимствовали их или заключили их в другом мире. Во-вторых, не зная этих законов или обязательств, мы, тем не менее, подчиняемся им" (стр.110).

 

  Известно другое объяснение видимых отклонений от полезного для индивида поведения. Это объяснение указывает в качестве резона такого поведения наше биологическое процветание, как вида. То есть оптимальное поведение индивида имеет целью благополучие человеческого вида, а благополучие индивида достигается лишь попутно и необязательно. Такое поведение индивида объективно предопределено врожденными структурами мозга и является результатом биологического отбора.

 

            ММ отмечает недопустимость предметного представления второго -  духовного мира, считая его нарушением культуры мысли. "Мечта родить в реторте тело, которое целиком есть дух, - и есть алхимическая идея. Из алхимической идеи, кстати, родилась и социалистическая идея. Первая формула социализма, хотя это, видимо, неожиданно для вас, была алхимической формулой. ... Царство Божие на земле. В алхимии идея теургии, теургический акт реального перевоплощения применяется к телу - это личный поиск, а в первых формах социалистической мысли - она применяется уже к общению, то есть к обществу" (стр.113).   Религия противостоит социалистической идее. "Потому что в действительности религиозные люди прекрасно понимали, что идея Царства Божьего на земле не есть некий реально достижимый идеал, к которому человеческий род устремлен и который возможен в будущем" (стр.113). "Представления о другом мире могут быть лишь символами нашей жизни, посредством которых она организуется, а не представлениями, указывающими на его возможное воплощение в этой жизни. ...Одной из идей, которые разрушили русскую культуру в начале века, была как раз теургическая идея. Идея о том, что жизнь реально, на деле может быть построена как художественное произведение" (стр.114).

 

  Вообще-то, не дело философа видеть в мнениях других людей лишь ошибку, высокомерие это. Социалистическая идея сыграла слишком заметную роль в прошедшем веке, чтобы от нее можно было отмахнуться как от досадного недоразумения.

  Во-первых, именно в это время сформировался инженерный подход к действительности во всех направлениях человеческой деятельности. Техническая революция позволила человечеству резко повысить свой потенциал - численность и уровень защищенности от неблагоприятных воздействий. В фундаменте этого рывка лежало массовое воплощение инженерных идей, массовый грех теургии. Поэтому утверждение о изначальной методологической ошибочности  теургического отношения к реальности несправедливо. Теургия - смертный грех для исследователя, но повседневная практика инженера.

  Во-вторых, этому веку свойственна глобализация мышления, как включение в число учитываемых угроз таких явлений, от которых невозможно защититься индивидуально. Вместе с осознанием длительности человеческой истории и, на этом фоне, краткости индивидуальной жизни это рождает понимание общности судеб, единой судьбы человечества.

  В-третьих, новейшая история дает свидетельства способности людей действовать с учетом своего отдаленного интереса. Вся система разделения труда и социальной специализации подтверждает такую способность людей.

  В-четвертых, общее повышение благосостояния людей приводит к переносу внимания с удовлетворения первоочередных физиологических потребностей на инвестирование временно свободных ресурсов. Детей не столько нужно накормить сейчас и немедленно, сколько обеспечить их будущее. Это возможно только при создании определенных общественных условий, выходящих за пределы индивидуальной жизни. Становится актуальным создание таких условий.

  В-пятых, с технологическим прогрессом возрастает риск частного распоряжения мощными и разрушительными (потенциально) технологиями. С одной стороны нарастает угроза терроризма, с другой стороны - возможные потери от неоптимального использования частным собственником. Террорист может потребовать от общества лишь то, что есть у немногих и чего у него нет. С другой стороны, крупная частная собственность постоянно грозит крупными потерями.

  Можно найти и другие вполне земные, а не духовные источники социалистической идеи. ММ их не замечает.

 

            [Попинав социализм и кровавых социалистов, ММ продолжает исследование психологии.] Погружение сознания в события духовного мира происходит на краткие мгновения. Реальный мир требует почти постоянного присутствия в нем, не отпускает. Медитация и молитва - это попытки продлить мгновения духовной активности. Истина может открыться лишь в эти мгновения, а не в жизненной суете. В жизни конкретного человека краткие мгновения переключения на духовное складываются к некую нить, которую можно представить, как непрерывное духовное существование.

            "Все это доказывает мою теорию, что время - подвижное состояние, и оно открывается  лишь неуловимыми, как миг, воплощениями в индивидуальном опыте человека. Не существует никакого было, только есть" (стр.115). Вся вселенная, вся история человечества, вся индивидуальная история представлены в мгновенном состоянии каждого человека и участвуют в его мыслительном акте. "Ибо наша точка обладает таким свойством, что оказавшись в ней мы представляем себе мир как творимый заново; нет готового, заданного мира, он воспроизводится и длится именно потому, что воссоздается каждый раз в каждой точке" (стр. 115).

 

  Нужно только учесть активность врожденных структур мозга, задающих алгоритмы его работы. Эти структуры и задают животную целевую функцию оптимизации поведения - благополучие вида, повышение численности. А умножаясь на способность прогнозировать будущее (в своей комплексной картине мира), этот аппарат задает в качестве целевой функции человеческого поведения наращивание потенциала человечества.

  Так что модель, приводимая ММ, по следам Пруста и со ссылкой на Фолкнера, относится к осознанию и рационализации своих поступков постфактум.

 

            В своем мышлении мы сохраняем прошлые события и используем их опыт. Эти события воспроизводятся в сознании в каждый момент мышления, они длятся, хотя в реальности были давно. ММ приводит слова Паскаля: "Агония Христа будет длиться вечно, и в это время нельзя спать" (стр.116).  Все так, и в то же время каждый следующий шаг человека - новый, "то есть еще ничего не случилось", с полной свободой и полным риском. И мешает человеку сила привычки (набор готовых этикеток для всего, факсимиле реальности), для преодоления которой требуется победить основных врагов человека, которые есть "надежда и страх, иначе - отсутствие мужества. Или - надежда и лень" (стр.120).

            ММ различает непроизвольное погружение-воспоминание и произвольное. Пытаясь усилием воли что-то вспомнить, мы тратим существенную часть энергии на отключение окружающего мира. поэтому произвольное воспоминание получается бледным, "бледные тени, свои привидения" (стр.118) .  Эти бледные тени опасно скрывают истину. "А в повседневном мире, как выражался Пруст, даже смерть нам кажется болезнью, от которой выздоравливают" (стр.119). А непроизвольное воспоминание может оказаться очень ярким и захватывающим на какое-то время все внимание человека.

 

  В информатике можно представить получение готовых данных прошлой работы в некотором контексте, как эквивалент произвольного воспоминания. А переключение на некоторый контекст (его восстановление, активизация), создающее возможность получения новых результатов о прошлом, как эквивалент непроизвольного воспоминания (погружения в прошлое).

 

            Приходя в точку постижения истины на своем духовном пути, человек уже имеет в своем сознании все необходимое, "в принципе все всегда известно, уже есть. Мы ищем истину, и метафизик, а значит и мы, должны предполагать, что истина такой предмет, который уже есть, хотя мы не видим его. Тем более что истина вообще не является дополнительной информацией к тому, что мы знаем. Она внутри того, что мы уже знаем. А мы... просто не видим. Но когда она нам откроется, то предъявит страшное требование. ...За убаюкивающей пеленой готового мира ... открывается какая-то картина реальности, нечеловеческой, немыслимой. И встает проблема:  как жить дальше, если ты это увидел? Как это уместить? И вот здесь есть или появляется место для расширяющейся души. Только расширяться она должна, к сожалению, настолько, чтобы и ад вместить в себя. ... Истина появляется, и в момент своего появления она не дает, а отнимает мир, который у нас был и которому больше не на чем держаться" (стр.120, стр.121). 

 

  Моментом понимания начинается вынужденный "пересчет" всей картины мира в сознании, помеха этому процессу, например, чрезмерными физическими нагрузками, недостаток мощности, например, из-за перегруженности текущей работой или функциональной несостоятельности мозга приводят к патологии, вплоть до суицида.

 

            Завершает лекцию большой смысловой блок, связывающий точку понимания со смертью. Смерть отнимает у нас мир, как и возникшее понимание. И смерть человека не мешает ему присутствовать в живых воспоминаниях других людей. И человек может переживать (!) чужую смерть.

 

БИГЛОВ Ю.Ш. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ О ПРУСТЕ МЕРАБА МАМАРДАШВИЛИ С ЗАМЕТКАМИ  ЧИТАТЕЛЯ, ИСПОВЕДУЮЩЕГО ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПЕССИМИЗМ  г.Белгород, 2000г.

Возврат



Hosted by uCoz